ГРУППА ДКС –
ведущий международный
сертификационный холдинг

Комментарии к главе 9 стандарта ISO 45001

В 9 главе стандарта рассматриваются вопросы, связанные с внутренним аудитом и анализом системы.

Рассмотрим их подробнее.

Оценка эффективности представляет собой подробное обсуждение критериев оценки общей эффективности системы управления охраной труда и промышленной безопасностью. Основные темы этого раздела посвящены способам оценки процессов и документированию оценок. Важность документирования (и того, как сохраняются записи и данные), а также распространения документов — это темы, связанные с эффективностью как в ISO 45001 в целом, так и в этом разделе в частности. Организация должна создать систему, которая включает мониторинг, измерение, анализ и оценку эффективности управления охраной труда и промышленной безопасностью. Необходимо решить, что и как измерять, например, количество несчастных случаев или компетентность работников. Кроме того, необходимо проводить внутренние аудиты наряду с регулярными проверками со стороны руководства, чтобы отслеживать прогресс в достижении целей в области охраны труда и здоровья и выполнении требований ISO 45001.

Этот раздел, как правило, более конкретный, чем некоторые другие, и включает подробное обсуждение требований к документации, протоколов внутреннего аудита, а также актуальности и применимости измерений в рамках организации. Ключевые характеристики этого раздела:

  1. Соблюдаются следующие применимые законодательные требования и документация.
  2. Измерение операционных рисков и опасностей.
  3. Оценка эффективности оперативного контроля.
  4. Установление сроков проведения мероприятий.
  5. Планирование анализа, оценки и передачи результатов.
  6. Калибровка и проверка точности всего оборудования.
  7. Сохранение документации по всем мерам.
  8. Аудит системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, политики охраны труда и промышленной безопасности, целей охраны труда и промышленной безопасности и требований стандарта 45001.
  9. Определение частоты проведения аудиторских проверок и учёт значительных изменений в организации, улучшений показателей, рисков и возможностей.
  10. Обеспечение компетентности аудиторов.
  11. Доведение результатов до руководства, работников и представителей работников.
  12. Принятие мер по устранению выявленных несоответствий.
  13. Сохранение результатов аудита в качестве доказательства завершения аудита.
  14. Анализ результатов аудита и корректирующих действий высшего руководства.
  15. Обеспечение принятия корректирующих мер, вовлечение сотрудников и возможности для постоянного совершенствования

Наиболее важными задачами отдела оценки эффективности являются обеспечение адекватности действующей системы управления охраной труда и промышленной безопасностью и оценка достижения целей в области охраны труда и промышленной безопасности. По сути, это единственные показатели успеха.

9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка

9.1.1 Общие положения

Организация должна не только оценивать прогресс в области охраны труда и техники безопасности, но и учитывать свои основные риски, обязательства по соблюдению требований и операционный контроль при выполнении этого пункта. Разработанные методы должны учитывать, что периоды мониторинга и измерения соответствуют потребностям системы управления охраной труда и техникой безопасности в отношении данных и результатов; что результаты являются точными, последовательными и воспроизводимыми; и что результаты можно использовать для выявления тенденций. Следует также отметить, что результаты должны быть доведены до сведения сотрудников, имеющих полномочия и ответственность за принятие мер на основе полученных результатов.

9.1.2 Оценка соответствия

Стандарт признает, что требования к оценке будут различаться в зависимости от организации, исходя из таких факторов, как размер, обязательства по соблюдению требований, отрасль, в которой работает организация, ее история и показатели в прошлом и так далее, но предполагает, что регулярная оценка необходима в любом случае. Если в результате оценки соблюдения требований выясняется, что какое-либо юридическое требование не выполняется, организации необходимо оценить, какие действия следует предпринять, вплоть до обращения в регулирующий орган и согласования плана действий по устранению нарушений. Теперь это соглашение станет юридическим требованием. Если система управления охраной труда и промышленной безопасностью выявляет и исправляет нарушение, оно не становится автоматически несоответствием.

9.2 Внутренний аудит

9.2.1 Общие положения

Внутренние аудиторы и аудиторы-консультанты должны быть независимыми и не иметь конфликта интересов в отношении объекта аудита, напоминает нам стандарт, и следует отметить, что несоответствия должны быть устранены. При рассмотрении результатов предыдущих аудитов следует учитывать результаты предыдущих внутренних и внешних аудитов, а также любые предыдущие несоответствия и принятые меры по их устранению.

9.2.2 Программа внутреннего аудита

Стандарт 45001:2018 отсылает нас к стандарту ISO 19011 в отношении программы внутреннего аудита, но при создании своей программы вы можете руководствоваться несколькими правилами, чтобы обеспечить её эффективность. Частота проведения внутреннего аудита зависит от того, насколько это целесообразно для вашей организации с учётом её размера, отрасли, в которой она работает, обязательств по соблюдению требований и рисков для здоровья и безопасности сотрудников. Решите, насколько это целесообразно для вас: раз в полгода, раз в квартал или как вы считаете нужным. Имейте в виду, что этот график может быть изменён, предпочтительно по решению руководства и под его руководством, в случае изменений, требующих дополнительной внутренней аудиторской деятельности.

9.3 Анализ со стороны руководства

Следует отметить, что, вопреки распространённому мнению, управленческий анализ не обязательно проводить за один раз; это может быть серия совещаний на высоком уровне или заседаний совета директоров, на которых рассматриваются отдельные темы, хотя анализ должен проводиться на стратегическом уровне и на уровне высшего руководства. Высшее руководство должно рассматривать жалобы заинтересованных сторон и выявлять возможности для улучшения. Следует помнить, что управленческий анализ, как правило, является единственной функцией, которая должна выполняться точно и тщательно, чтобы обеспечить функционирование системы управления охраной труда и промышленной безопасностью и всех связанных с ней элементов. Само собой разумеется, что все детали и данные управленческого анализа должны быть задокументированы и зафиксированы, чтобы система управления охраной труда и промышленной безопасностью могла соответствовать конкретным требованиям и общему стратегическому направлению организации, описанному там.

Ниже приведём непосредственно сами требования стандарта в отношении среды организации:

9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка

9.1.1 Общие положения

Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать процесс(ы) мониторинга, измерения, анализа и оценки показателей.

Организация должна определять:

  1. объект мониторинга и измерений, включая:
    1. степень, с которой выполняются законодательные и иные требования;
    2. свои действия и операции, связанные с идентифицированными опасностями, рисками и возможностями;
    3. степень достижения целей организации в области ОЗБТ;
    4. результативность оперативного и иного управления;
  2. методы мониторинга, измерения, анализа и оценки показателей, насколько это применимо,чтобы гарантировать обоснованные результаты;
  3. критерии, на соответствие которым организация будет оценивать показатели в области ОЗБТ;
  4. выполнение мониторинга и измерений;
  5. сроки, когда результаты мониторинга и измерений должны быть проанализированы, оценены и доведены до сведения.

Организация должна оценивать показатели в области ОЗБТ и определять результативность системы менеджмента ОЗБТ.

Оборудование для мониторинга и измерений при необходимости должно быть откалибровано или верифицировано, применяться и обслуживаться надлежащим образом.

П р и м е ч а н и е — Возможно наличие законодательных и иных требований (например, национальных или международных стандартов), относящихся к калибровке и верификации оборудования для мониторинга и измерений.

Организация должна сохранять соответствующую документированную информацию:

  • как свидетельство результатов мониторинга, измерений, анализа и оценки показателей;
  • по обслуживанию, калибровке или верификации измерительного оборудования.

9.1.2 Оценка соответствия

Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать процесс(ы) оценки соответствия законодательным и иным требованиям (см. 6.1.3).

Организация должна:

  1. определять частоту и метод(ы) оценки соответствия;
  2. оценивать соответствие и предпринимать меры при необходимости (см. 10.2);
  3. поддерживать знания и понимание своего соответствия законодательным и иным требованиям;
  4. сохранять документированную информацию о результатах оценки соответствия.

9.2 Внутренний аудит

9.2.1 Общие положения

Организация должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы времени для получения информации о том, является ли система менеджмента ОЗБТ:

  1. соответствующей:
    1. собственным требованиям организации к ее системе менеджмента ОЗБТ, включая политику и цели в области ОЗБТ;
    2. требованиям настоящего стандарта;
  2. результативно внедренной и функционирующей.

9.2.2 Программа внутреннего аудита

Организация должна:

  1. планировать, устанавливать, выполнять и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) аудита, включая периодичность ее (их) проведения, методы, ответственность, консультации, требования к планированию и отчетности, которая должна принимать во внимание значимость проверяемых процессов и результаты предыдущих аудитов;
  2. определять критерии и область для каждого аудита;
  3. подбирать аудиторов и проводить аудиты так, чтобы гарантировать объективность и беспристрастность этого процесса аудита;
  4. обеспечивать передачу результатов аудитов соответствующим руководителям; гарантировать, что соответствующие результаты аудита сообщены работникам и, при наличии, представителям работников, а также другим соответствующим заинтересованным сторонам;
  5. предпринимать соответствующие действия в отношении несоответствий и постоянно улучшать показатели системы менеджмента ОЗБТ (см. раздел 10);
  6. сохранять документированную информацию как свидетельство выполнения программы аудита и его результатов.

П р и м е ч а н и е — Более подробную информацию по аудитам и компетентности аудиторов см. в ИСО 19011.

9.3 Анализ со стороны руководства

Высшее руководство должно анализировать систему менеджмента ОЗБТ организации через запланированные интервалы времени, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и результативность.

Анализ со стороны руководства должен учитывать:

  1. статус мероприятий, предусмотренных предыдущим анализом;
  2. изменения в состоянии внешних и внутренних факторов, которые важны для системы менеджмента ОЗБТ, включая:
    1. потребности и ожидания заинтересованных сторон;
    2. законодательные и иные требования;
    3. риски и возможности;
  3. степень выполнения политики и целей в области ОЗБТ;
  4. информацию о показателях в области ОЗБТ, включая тенденции:
    1. в инцидентах, несоответствиях, корректирующих действиях и постоянном улучшении;
    2. результатах мониторинга и измерений;
    3. результатах оценки соответствия законодательным и иным требованиям;
    4. результатах аудитов;
    5. консультациях и участии работников;
    6. рисках и возможностях;
  5. достаточность ресурсов для поддержки результативной системы менеджмента ОЗБТ;
  6. соответствующий обмен информацией с заинтересованными сторонами;
  7. возможности для постоянного улучшения.

Выходы анализа со стороны руководства должны включать решения, связанные:

  • с постоянной пригодностью, адекватностью и результативностью системы менеджмента ОЗБТ в достижении запланированных результатов;
  • возможностями постоянного улучшения;
  • любыми потребностями в изменениях системы менеджмента ОЗБТ;
  • необходимыми ресурсами;
  • действиями, если они необходимы;
  • возможностями для улучшения интеграции системы менеджмента ОЗБТ с другими бизнес-процессами;
  • любыми последствиями для стратегического направления организации.

Высшее руководство должно сообщать соответствующие результаты анализа со стороны руководства работникам и, при их наличии, представителям работников (см. 7.4).

Организация должна сохранять документированную информацию как свидетельство результатов анализа со стороны руководства.

Запрос коммерческого предложения

Подготовим индивидуальное коммерческое предложение по Вашему запросу

Подготовим для Вас индивидуальное коммерческое предложение по Вашему запросу

Запрос коммерческого предложения

Подготовим индивидуальное коммерческое предложение по Вашему запросу

 

Группа компаний ДКС
ООО ССУ «ДЭКУЭС»
ООО «ДКС РУС»
ООО «ДКС СЕРТИФИКАЦИЯ»

Телефон:
8-800-777-53-46 (Бесплатно по России)
+7 4852 69 50 21
Email:

Адрес: ул. Республиканская, д. 3, 150003, Ярославль, Российская Федерация