Процесс работы с поставщиками – особо важен в рамках автомобильной индустрии. Здесь как нигде конкурируют не предприятия, а цепочки поставок. Нужно установить четкий контроль и мониторинг за всеми поставщиками, установить единые правила работы, которых будут придерживаться все.
Раздел 8.4.1.1: Общие положения – дополнительные
Бывшее ПРИМЕЧАНИЕ о закупаемых продуктах было расширено и возведено в требование. Теперь оно разъясняет, что все требования раздела 8.4 применяются к услугам предварительной сборки, упорядочивания, сортировки, доработки и калибровки.
Раздел 8.4.1.2: Процесс выбора поставщика
Хотя ISO/TS 16949:2009 действительно рассматривал выбор поставщика в тексте ISO 9001:2008 в рамке через процесс закупок (см. раздел 7.4.1), процесс выбора поставщика не был столь подробным. В этом разделе теперь конкретно указаны критерии процесса выбора поставщика, а также поясняется, что это полный процесс. Оценка, используемая для выбора поставщиков, должна быть расширена за пределы типичных аудитов СМК и включать такие аспекты, как риск соответствия продукции и бесперебойные поставки продукции организации своим клиентам и т. д. Этот процесс должен будет соблюдаться новыми поставщиками.
Раздел 8.4.1.3: Источники, ориентированные на клиента (также известные как «Directed–Buy»)
В этом разделе разъясняются обязанности организации в отношении источников, ориентированных на клиента, даже для поставщиков, ориентированных на клиента. Если иное не определено в контракте, все требования IATF 16949 Раздела 8.4 применяются в этой ситуации, за исключением требований, связанных с выбором самого поставщика.
Раздел 8.4.2.1: Тип и степень контроля — дополнительный
Изменения в этом разделе еще больше усилили требования к контролю аутсорсинговых процессов, включая оценку риска. Внутренние и клиентские требования являются входными данными, которые необходимо учитывать при разработке методов контроля внешних продуктов, процессов и услуг. Тип и контроль должны соответствовать производительности поставщика и оценке риска продукта, материала или услуги. Это подразумевает постоянный мониторинг производительности и оценку риска на основе установленных критериев, инициируя действия по эскалации (увеличению) или сокращению типов и степени контроля. Это относится ко всем Поставщикам.
Раздел 8.4.2.2: Законодательные и нормативные требования
Обновления разъясняют применимость законодательных и нормативных требований и усиливают требования. Определение применимых законодательных и нормативных требований должно учитывать страну получения, отгрузки и доставки. Следует разработать рассмотрение для «жизненного цикла» продукта. Когда требуются специальные меры контроля, организация должна внедрить эти требования и каскадировать эти требования вниз к своим поставщикам.
Раздел 8.4.2.3: Разработка системы управления качеством поставщика
В этом разделе представлен метод укрепления сертификации ISO 9001, согласован с требованиями заказчика и разъясняются приемлемые сторонние органы сертификации (которые должны быть признаны IATF) Вместо того, чтобы требовать от организаций просто «разрабатывать» систему управления качеством поставщика, в этом разделе излагается прогрессивный подход, который идет от соответствия ISO 9001 через аудиты второй стороны вплоть до сертификации IATF 16949 через сертификацию третьей стороны. Одним из предлагаемых требований к системе управления качеством являются Минимальные требования к системе управления качеством в автомобильной промышленности для поставщиков субуровня (MAQMSR)
Раздел 8.4.2.3.1: Программное обеспечение, связанное с автомобильной продукцией, или автомобильная продукция со встроенным программным обеспечением
Этот новый раздел добавил требования к методологии оценки разработки программного обеспечения. Эти требования соответствуют требованиям, представленным в Разделе 8.3, но теперь каскадируются до поставщиков.
Раздел 8.4.2.4: Мониторинг поставщиков
Организации должны постоянно пересматривать входные данные и вводить действия по улучшению данных мониторинга поставщиков по мере необходимости. Документированные и недокументированные задержки и остановки судов на верфи следует считать нарушениями для клиентов, а количество случаев премиум-фрахта необходимо отслеживать. Показатели эффективности, предоставляемые клиентом и службой, должны быть включены в процесс мониторинга поставщиков организации.
Раздел 8.4.2.4.1: Аудиты второй стороны
Этот новый раздел согласует требования, специфичные для заказчика, со стандартом IATF 16949. Подробности о квалификациях аудиторов второй стороны см. в разделе 7.2.4. Аудиты второй стороны должны рассматривать вопросы, имеющие отношение к организации, помимо просто зрелости разработки ее СМК. Примерами ситуаций, которые могут вызвать аудит второй стороны, являются данные из показателей эффективности поставщиков; результаты оценки рисков и последующие действия по открытым вопросам из аудитов процессов и продуктов; и готовность к запуску новых разработок. Критерии организации для определения необходимости, типа, частоты и объема аудитов второй стороны должны основываться на анализе рисков, включая безопасность/нормативность продукта, производительность и т. д. Эти критерии должны быть документированы. Организация должна гарантировать, что мониторинг поставщиков включает процесс аудита второй стороны. Организация должна продемонстрировать компетентность аудиторов, проводящих аудиты второй стороны. Если мониторинг поставщиков требует периодических аудитов второй стороны, аудиты должны проводиться не реже одного раза в год. Записи отчетов аудита второй стороны должны быть сохранены. Если областью аудита второй стороны является оценка системы менеджмента качества поставщика, то: подход должен соответствовать подходу к процессу в автомобильной промышленности; область аудита может быть сокращена для поставщиков с аккредитованной сертификацией третьей стороны по ISO 9001 (см. Раздел 8.4.2.5.1).
Раздел 8.4.2.5: Развитие поставщиков
В этом разделе особое внимание уделяется деятельности по развитию поставщиков на основе производительности. Процесс мониторинга поставщиков следует рассматривать как вход в деятельность по развитию поставщиков. Эта деятельность по развитию должна учитывать как краткосрочные, так и долгосрочные цели.
Краткосрочные усилия, как правило, будут сосредоточены на продукции поставщиков и потребуют определения подходящих методов для обеспечения качества закупаемой у каждого поставщика продукции.
Долгосрочные усилия, как правило, будут сосредоточены на системе менеджмента качества поставщика и производственных процессах в целом и будут включать аудиты, обучение и мероприятия по улучшению, которые реализуют и улучшают соглашения об обеспечении качества между поставщиками и организацией, а также дополнительно снижают риски.
Раздел 8.4.3.1: Информация для внешних поставщиков – дополнительная
Организация должна предоставлять ключевую информацию своей цепочке поставок посредством этого нового требования. Эта информация включает все применимые законодательные и нормативные требования и специальные характеристики продукта и процесса. Раздел ISO 9001 содержит список (af) требований, которые должны быть сообщены поставщику, включая одобрение, требования к компетентности, коммуникацию, мониторинг производительности поставщика, валидацию и т. д.