1. Планирование – определение целей и необходимых процессов.
Перед внедрением стандарта ISO 14001 рекомендуется провести первичный анализ процессов и продукции организации, чтобы выявить все элементы текущей деятельности и, по возможности, будущей деятельности, которые могут взаимодействовать с окружающей средой и называются «экологическими аспектами». Экологические аспекты могут быть как прямыми, например, используемыми в процессе производства, так и косвенными, например, сырьё. Этот обзор помогает организации определить свои экологические цели, задачи и задачи, которые в идеале должны быть измеримыми; помогает в разработке процедур и процессов контроля и управления; а также позволяет выявить любые соответствующие законодательные требования, которые затем можно включить в политику.
2.Do–внедрять процессы
На этом этапе организация определяет необходимые ресурсы и выявляет тех сотрудников, которые будут отвечать за внедрение и контроль системы управления рисками. Это включает в себя разработку процедур и процессов, хотя только одна из них связана с оперативным контролем. Другие процедуры необходимы для улучшения контроля над такими элементами, как контроль документации, готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них, а также обучение сотрудников, чтобы они могли компетентно внедрять необходимые процессы и фиксировать результаты. Коммуникация и участие на всех уровнях организации, особенно со стороны высшего руководства, являются важнейшими составляющими этапа внедрения, при этом эффективность системы экологического менеджмента зависит от активного участия всех сотрудников.
3. Проверка – измеряйте и контролируйте процессы и сообщайте о результатах
На этапе «проверки» отслеживаются и периодически измеряются показатели эффективности, чтобы убедиться, что экологические цели и задачи организации выполняются. Кроме того, через запланированные промежутки времени проводятся внутренние аудиты, чтобы выяснить, соответствует ли СЭМ ожиданиям пользователей и надлежащим ли образом поддерживаются и контролируются процессы и процедуры.
4. Действуйте — предпринимайте шаги для повышения эффективности EMS на основе полученных результатов
После этапа проверки проводится управленческий анализ, чтобы убедиться, что цели EMS достигаются, в какой степени они достигаются и что коммуникация осуществляется надлежащим образом, а также чтобы оценить меняющиеся обстоятельства, например, законодательные требования, и дать рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы. Эти рекомендации учитываются в процессе постоянного совершенствования: планы обновляются или составляются новые планы, и EMS развивается.
Процесс постоянного Совершенствования
Основное требование к процессу непрерывного совершенствования (CIP) отличается от требований, известных по системам управления качеством. CIP в ISO 14001 имеет три аспекта:
- Расширение: Внедренная EMS охватывает все больше и больше сфер бизнеса.
- Расширение: всё больше видов деятельности, продуктов, процессов, выбросов, ресурсов и т. д. контролируются с помощью внедренной системы экологического менеджмента.
- Модернизация: совершенствование структурной и организационной основы EMS, а также накопление опыта в решении проблем, связанных с окружающей средой.
В целом концепция CIP предполагает, что организация постепенно перейдёт от простых операционных мер по защите окружающей среды к стратегическому подходу к решению экологических проблем.
Концепции экологического контроля:
Мы все оказываем влияние на окружающую среду, просто живя изо дня в день. Система экологического менеджмента в своей простейшей форме предлагает нам контролировать свою деятельность таким образом, чтобы любое воздействие на окружающую среду было сведено к минимуму. Однако бессистемный подход может привести к тому, что мы будем совершенствоваться в неправильном направлении или вообще не будем иметь чёткого представления о том, в каком направлении двигаться. Заманчиво контролировать и сводить к минимуму те воздействия, с которыми, как нам кажется, мы можем легко справиться. На наше отношение к экологическим проблемам влияет то, что происходит в окружающей среде, и поэтому мы можем действовать, не до конца понимая некоторые более сложные проблемы. Мы можем сосредоточиться на минимизации воздействия на окружающую среду, которое является незначительным по сравнению с другими воздействиями, которые гораздо более существенны и требуют более вдумчивого подхода.
Если не применять структурированный подход, организация может сосредоточиться на том, что, по её мнению, является её воздействием на окружающую среду, основываясь на «интуитивном ощущении» и простоте реализации. На самом деле это не решает реальных проблем, а создаёт «экологически чистый» фактор хорошего настроения или предполагаемое улучшение имиджа — как внутри организации, так и за её пределами, — что неоправданно. Например, у компании, занимающейся добычей сырья, может быть экологическая цель — экономить энергию. Внедрив в своих офисах кампанию «Экономьте энергию, выключая свет», компания может почувствовать, что достигла «зелёного» статуса, и с гордостью заявить о таком экологичном подходе. Административный персонал может экономить энергию, выключая свет и отопление, когда они не используются в течение длительного времени. Однако такая экономия энергии незначительна по сравнению с огромным влиянием горнодобывающей промышленности на окружающую среду: видимое воздействие на территорию и прилегающие земли, повышенный уровень шума, связанный с работой таких предприятий, высокое потребление энергии как в процессе добычи, так и при транспортировке, использование химических веществ в процессе очистки и, конечно, использование невозобновляемых ресурсов (добываемого сырья). Если горнодобывающая компания не учитывает относительный масштаб и значимость воздействия на окружающую среду, то, называя себя «зелёной», она на самом деле упускает из виду весь смысл экологического контроля и минимизации воздействия. Организация должна перейти от интуитивного подхода к структурированной системе, которая, как минимум, требует от организации понимания концепций и прочных связей между:
- Определение всех экологических аспектов деятельности организации.
- Использование логичной, объективной (а не субъективной) методологии для ранжирования таких аспектов по степени их влияния на окружающую среду.
- Сосредоточение системы управления на улучшении и минимизации такого значительного воздействия на окружающую среду.