Рассмотрим требования раздела 9 стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015), они относятся к
- тому, что, когда и как измерять,
- мониторингу удовлетворённости потребителей,
- проведению внутренних аудитов,
- периодическому анализу системы менеджмента качества со стороны руководства.
По этому направлению мы рекомендуем следующие лучшие практики:
Внутренние аудиты проведены с фокусом на рекламации и риски, и это видно по отчетам.
Рекламации, затраты на «некачество», проблемы являются входными данными для программы аудитов.
Владельцы процессов лично ответственны за проведение коррекций и корректирующих мероприятий. Внедрена система мониторинга выполнения КД – эл. база. Отслеживается процент выполнения.
Проверка результативности корректирующих действий проводится полностью.
Внутренние аудиторы обучены.
Хорошая практика – аудиты с участием внутреннего потребителя – например, производство проверяет закупки.
Ниже приведём непосредственно сами требования стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) в отношении оценки результатов деятельности:
9 Оценка результатов деятельности
9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
9.1.1 Общие положения
Организация должна определить:
- что должно подлежать мониторингу и измерениям;
- методы мониторинга, измерения, анализа и оценки, необходимые для обеспечения достоверных результатов;
- когда должны проводиться мониторинг и измерения;
- когда результаты мониторинга и измерений должны быть проанализированы и оценены.
Организация должна оценивать результаты деятельности и результативность системы менеджмента качества.
Организация должна регистрировать и сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельство полученных результатов.
9.1.2 Удовлетворенность потребителей
Организация должна проводить мониторинг данных, касающихся восприятия потребителями степени удовлетворения их потребностей и ожиданий. Организация должна определить методы получения, мониторинга и анализа этой информации.
Примечание – Примеры мониторинга восприятия потребителями могут включать опрос потребителей, отзывы от потребителей о поставленных продукции и услугах, встречи с потребителями, анализ доли рынка, благодарности, претензии по гарантийным обязательствам и отчеты дилеров.
9.1.3 Анализ и оценка
Организация должна анализировать и оценивать соответствующие данные и информацию, полученную в ходе мониторинга и измерения.
Результаты анализа должны быть использованы для оценки:
- соответствия продукции и услуг;
- степени удовлетворенности потребителей;
- результатов деятельности и результативности системы менеджмента качества;
- успешности планирования;
- результативности действий, предпринятых в отношении рисков и возможностей;
- результатов деятельности внешних поставщиков;
- потребности в улучшениях системы менеджмента качества.
Примечание – Методы анализа данных могут включать в себя статистические методы.
9.2 Внутренний аудит
9.2.1 Организация должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы времени для получения информации, что система менеджмента качества:
- соответствует:
- собственным требованиям организации к ее системе менеджмента качества;
- требованиям настоящего стандарта;
- результативно внедрена и функционирует.
9.2.2 Организация должна:
- планировать, разрабатывать, реализовывать и поддерживать в актуальном состоянии программу(мы) аудитов, включая периодичность и методы проведения аудитов, а также ответственность, планируемые для проверки требования и предоставление отчетности. Программа(мы) аудитов должна(ы) разрабатываться с учетом важности проверяемых процессов, изменений, оказывающих влияние на организацию, и результатов предыдущих аудитов;
- определять критерии аудита и область проверки для каждого аудита;
- отбирать аудиторов и проводить аудиты так, чтобы обеспечивалась объективность и беспристрастность процесса аудита;
- обеспечивать передачу информации о результатах аудитов соответствующим руководителям;
- осуществлять соответствующую коррекцию и корректирующие действия без необоснованной задержки;
- регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство реализации программы аудитов и полученных результатов аудитов.
Примечание – См. ИСО 19011 для руководства.
9.3 Анализ со стороны руководства
9.3.1 Общие положения
Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества в целях обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности, результативности и согласованности со стратегическим направлением организации.
9.3.2 Входные данные анализа со стороны руководства
Анализ со стороны руководства должен планироваться и включать в себя рассмотрение:
- статуса действий по результатам предыдущих анализов со стороны руководства;
- изменений во внешних и внутренних факторах, касающихся системы менеджмента качества;
- информации о результатах деятельности и результативности системы менеджмента качества, включая тенденции, относящиеся:
- к удовлетворенности потребителей и отзывам от соответствующих заинтересованных сторон;
- степени достижения целей в области качества;
- показателям процессов и соответствию продукции и услуг;
- несоответствиям и корректирующим действиям;
- результатам мониторинга и измерений;
- результатам аудитов;
- результатам деятельности внешних поставщиков;
- достаточности ресурсов;
- результативности действий, предпринятых в отношении рисков и возможностей (см. 6.1);
- возможностям для улучшения.
9.3.3 Выходные данные анализа со стороны руководства
Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать в себя решения и действия, относящиеся:
- к возможностям для улучшения;
- любым необходимым изменениям системы менеджмента качества;
- потребности в ресурсах.
Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство результатов анализов со стороны руководства.