В 6 главе стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) рассматриваются вопросы
- об управлении рисками и возможностями,
- о правилах постановки целей в области качества,
- об изменениях, вносимых в СМК.
По этим направлениям мы рекомендуем следующие лучшие практики:
- Поддерживается реестр (матрица) рисков и возможностей с оценкой по установленным критериям,
- реализовавшиеся риски (как рекламации, жалобы, возвраты) фиксировать обязательно,
- все рекламации (каждая или группами) включены в реестр рисков для Проектирования (или Производства),
- аудиторы смотрят риски с точки зрения поставок потребителю, поэтому фокус на закупки, наличие персонала, оборудования,
- внедрён и выполняется план конкретных мероприятий по снижению рисков с ответственными и сроками.
- Цели организации связаны (коррелируют) с требованиями потребителя (например, требования потребителя по дефектности, рекламациям, срокам попадают в цели).
- Разработаны и доступны планы-программы по достижению установленных целей, включающие выделение соответствующих ресурсов.
- Ресурсы для выполнения мероприятий включены в бюджет.
- Когда цели не достигаются, то проводятся конкретные корректирующие мероприятия по достижению, и их результаты отслеживаются.
- Цели каскадированы по процессам, и это прослеживается. Желательно Х-матрицы.
- Все изменения СМК фиксируются в информационной системе. Сохраняются все предыдущие версии документов, обеспечивается полная прослеживаемость изменений.
Ниже приведём непосредственно сами требования стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) в отношении планирования:
6 Планирование
6.1 Действия в отношении рисков и возможностей
6.1.1 При планировании в системе менеджмента качества организация должна учесть факторы (см. 4.1) и требования (см. 4.2) и определить риски и возможности, подлежащие рассмотрению для:
- обеспечения уверенности в том, что система менеджмента качества может достичь своих намеченных результатов;
- увеличения их желаемого влияния;
- предотвращения или уменьшения их нежелательного влияния;
- достижения улучшения.
6.1.2 Организация должна планировать:
- действия по рассмотрению этих рисков и возможностей;
- то, каким образом:
- интегрировать и внедрить эти действия в процессы системы менеджмента качества (см. 4.4);
- оценивать результативность этих действий.
Меры, принимаемые в отношении рисков и возможностей, должны быть пропорциональны их возможному влиянию на соответствие продукции и услуг.
Примечания:
- Варианты реагирования на риски могут включать избежание риска, допущение риска с тем, чтобы отследить возможности, устранение источника риска, изменение вероятности или последствий, разделение риска или сдерживание риска путем принятия решения, основанного на информации.
- Возможности могут привести к принятию новых практик, запуску новой продукции, открытию новых рынков, появлению новых потребителей, построению партнерских отношений, использованию новых технологий и других желаемых и реальных возможностей, чтобы учесть потребности организации или ее потребителей.
6.2 Цели в области качества и планирование их достижения
6.2.1 Организация должна установить цели в области качества для соответствующих функций, уровней, а также процессов, необходимых для системы менеджмента качества.
Цели в области качества должны:
- быть согласованными с политикой в области качества;
- быть измеримыми;
- учитывать применимые требования;
- быть связанными с обеспечением соответствия продукции и услуг и повышением удовлетворенности потребителей;
- подлежать мониторингу;
- быть доведенными до работников;
- актуализироваться по мере необходимости.
Организация должна разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию о целях в области качества.
6.2.2 При планировании действий по достижению целей в области качества организация должна определить:
- что должно быть сделано;
- какие потребуются ресурсы;
- кто будет нести ответственность;
- когда эти действия будут завершены;
- каким образом будут оцениваться результаты.
6.3 Планирование изменений
Там, где организация определяет необходимость изменений в системе менеджмента качества, эти изменения должны осуществляться на плановой основе (см. 4.4).
Организация должна рассматривать:
- цель вносимого изменения и возможные последствия его внесения;
- целостность системы менеджмента качества;
- доступность ресурсов;
- распределение или перераспределение обязанностей, ответственности и полномочий.