Рассмотрим требования пункта 8.4 стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015), которые относятся к:
- планированию закупок,
- оценке, выбору, мониторингу поставщиков,
- подходам к управления поставщиками,
- входному контролю закупленной продукции.
По этому направлению мы рекомендуем следующие лучшие практики:
- Ведётся Реестр поставщиков, который включает утвержденные продукты и услуги.
- Вся информация о статистике поставок и результатах приёмки от каждого поставщика учитывается в информационной системе.
- Документируется оценка каждого поставщика по качеству, срокам наличию сертификатов.
Определены «Топ хороших» и «Топ плохих» поставщиков, чтобы применять к ним организационные инструменты управления.
Рекомендуется документировать Стратегию развития поставщиков с программой улучшений (хотя бы по 10 самым важным поставщикам) по пунктам: поставщик, продукция, критичность (важность), наличие аккредитованного сертификата СМК, претензии, корректирующие действия и мониторинг их результативности.
Программа аудитов поставщиков внедрена на основе критичности и дефектности.
Методика аккредитации новых поставщиков внедрена, включает контроль первого изделия, квалификационные испытания по новым поставщикам.
По входному контролю ведётся электронный реестр.
Критерии верификации (объём, частота, параметры) установлены на основе анализа рисков по продукции, статистике дефектов, проверены и утверждены.
Система эскалации при проблемах – внедрение 100% контроля и контролируемых поставок, анализ результатов.
Выделены зона, участок входного контроля с визуальными инструкциями.
Ниже приведём непосредственно сами требования стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) в отношении процесса закупок:
8.4 Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками
8.4.1 Общие положения
Организация должна обеспечить соответствие процессов, продукции и услуг, поставляемых внешними поставщиками, требованиям.
Организация должна определять средства управления, применимые для процессов, продукции и услуг, поставляемых внешними поставщиками, в тех случаях, когда:
- продукция и услуги от внешних поставщиков предназначены для включения их в состав продукции и услуг, предлагаемых самой организацией;
- продукция и услуги поставляются внешними поставщиками напрямую потребителю(ям) от имени организации;
- процесс или его часть выполняется внешним поставщиком в результате принятия решения организацией.
Организация должна определить и применять критерии оценки, выбора, мониторинга результатов деятельности, а также повторной оценки внешних поставщиков, исходя из их способности выполнять процессы или поставлять продукцию и услуги в соответствии с требованиями. Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию об этих действиях и о любых необходимых действиях, вытекающих из оценок.
8.4.2 Тип и степень управления
Организация должна обеспечить, чтобы процессы, продукция и услуги, поставляемые внешними поставщиками, не оказывали негативного влияния на способность организации постоянно поставлять своим потребителям соответствующую продукцию и услуги.
Организация должна:
- обеспечивать, чтобы процессы, поставляемые внешними поставщиками, находились под управлением ее системы менеджмента качества;
- определять средства управления, которые она планирует применять как в отношении внешнего поставщика, так и к поставляемым им результатам;
- учитывать:
- возможное влияние процессов, продукции и услуг, поставляемых внешними поставщиками, на способность организации постоянно обеспечивать соответствие требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям;
- результативность средств управления, применяемых внешним поставщиком;
- определять верификацию или другие действия, необходимые для обеспечения соответствия процессов, продукции и услуг, поставляемых внешними поставщиками, требованиям.
8.4.3 Информация, предоставляемая внешним поставщикам
Организация должна обеспечивать достаточность требований до их сообщения внешнему поставщику.
Организация должна сообщать внешним поставщикам свои требования, относящиеся:
- к поставляемым процессам, продукции и услугам;
- одобрению:
- продукции и услуг;
- методов, процессов и оборудования;
- выпуска продукции и услуг;
- к компетентности персонала, включая любые требуемые меры подтверждения квалификации;
- взаимодействию внешнего поставщика с организацией;
- применяемым организацией управлению и мониторингу результатов деятельности внешнего поставщика;
- деятельности по верификации или валидации, которые организация или ее потребитель предполагают осуществлять на месте у внешнего поставщика.