Рассмотрим требования раздела 10 стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015), они относятся к
- планированию мероприятий по улучшению и систематическому их выполнению,
- работе с несоответствиями – проведению по ним корректирующих действий.
Улучшение – это один из базовых принципов системы менеджмента качества.
Результативная обработка выявленных несоответствий с применением соответствующих методов – также один из базовых элементов СМК, составляющих её суть.
Ниже приведём непосредственно сами требования стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) в отношении улучшений:
10 Улучшение
10.1 Общие положения
Организация должна определять и выбирать возможности для улучшения и осуществлять необходимые действия для выполнения требований потребителей и повышения их удовлетворенности.
Это должно включать:
- улучшение продукции и услуг в целях выполнения требований, а также учета будущих потребностей и ожиданий;
- коррекцию, предотвращение или снижение влияния нежелательных воздействий;
- улучшение результатов деятельности и результативности системы менеджмента качества.
Примечание – Примеры улучшения могут включать коррекцию, корректирующее действие, постоянное улучшение, прорывное изменение, инновацию и реорганизацию.
10.2 Несоответствия и корректирующие действия
10.2.1 При появлении несоответствий, в том числе связанных с претензиями, организация должна:
- реагировать на данное несоответствие и насколько применимо:
- предпринимать действия по управлению и коррекции выявленного несоответствия;
- предпринимать действия в отношении последствий данного несоответствия;
- оценивать необходимость действий по устранению причин данного несоответствия с тем, чтобы избежать его повторного появления или появления в другом месте посредством:
- анализа несоответствия;
- определения причин, вызвавших появление несоответствия;
- определения наличия аналогичного несоответствия или возможности его возникновения где-либо еще;
- выполнять все необходимые действия;
- проанализировать результативность каждого предпринятого корректирующего действия;
- актуализировать при необходимости риски и возможности, определенные в ходе планирования;
- вносить при необходимости изменения в систему менеджмента качества.
Корректирующие действия должны соответствовать последствиям выявленных несоответствий.
10.2.2 Организация должна регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство:
- характера выявленных несоответствий и последующих предпринятых действий;
- результатов всех корректирующих действий.
10.3 Постоянное улучшение
Организация должна постоянно улучшать пригодность, адекватность и результативность системы менеджмента качества.
Организация должна рассматривать результаты анализа и оценки, выходные данные анализа со стороны руководства, чтобы определить, имеются ли потребности или возможности, требующие рассмотрения в качестве мер по постоянному улучшению.