21-24 сентября 2015г. на Брянском машиностроительном заводе (АО «УК «БМЗ», входит в ЗАО «Трансмашхолдинг») группа троих русских аудиторов DQS провели первый надзорный аудит на соответствие требованиям Международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS, а также стандартов ISO 9001:2008 и ГОСТ ISO 9001-2011.
Далее приводим статью «К аудиту подошли с запасом прочности» (автор – Валерия Алимова) из газеты «Машиностроитель» АО «УК «БМЗ» №24(4688) от 30.09.2015.
Высокий уровень зрелости заводской системы менеджмента качества (СМК) был продемонстрирован нашим предприятием в период проведения надзорного аудита на соответствие требованиям IRIS. Брянский машиностроительный завод набрал 66 %, превысив показатель прошлого года на 7%. Аудиторы дали заключение о подтверждении действия сертификата IRIS на годовой период.
В декабре прошлого года предприятие получило сертификат соответствия требованиям международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS. Тогда уровень зрелости СМК был оценен на 59%. Требования IRIS предполагают ежегодную динамику улучшений, то есть повышение уровня зрелости СМК.
В течение всего года заводские службы вели планомерную работу. По информации начальника ОСС Игоря Дуганова, за это время девять команд внедрения по всем дирекциям проделали следующее:
- выполнены мероприятия по 36 направлениям «Плана действий по улучшению СМК» и восьми направлениям «Плана действий согласно рекомендациям аудиторов DQS»;
- разработаны вновь три процесса СМК, три нормативных документа СМК (СТО «Менеджмент знаний»; инструкция «Менеджмент рисков»; переработан СТО «Разработка и постановка продукции на производство»);
- переработано 38 карт процессов с учетом структурирования по циклу PDCA;
- проведены внутренние аудиты процессов IRIS, включая новые процессы СМК;
- проведено восемь обучающих семинаров.
Такой «запас прочности», пожалуй, дал определенную уверенность в успешном окончании очередного аудита.
Надзорный аудит на производственной площадке БМЗ проходил с 21 по 24 сентября. Результаты работы заводчан оценивали аудиторы российского отделения органа по сертификации систем менеджмента DQS Михаил Залунаев, Михаил Ульянов и Елена Обухова. План аудита был построен по блокам. Первый день – рассмотрение процессов СМК по всем дирекциям. Третий день – процессы проектного менеджмента в инженерном центре. Второй день аудита был посвящен непосредственно производству. «Защищались» участок боковин и узлов рам тележек и колесный участок ТЦ, электрозаготовительный и участок общей сборки ЦМТ-1, а также участки лазерной и термической резки ХПЦ.
Холодно-прессовый цех был положительно отмечен на заключительном совещании Еленой Обуховой: «Цех выглядит великолепно, причем проверка проходила во II смену. Мне понравился персонал, то, как люди аргументированно отвечали на все вопросы. Уверенность и профессионализм дают хороший результат. Считаю, работники каждого цеха должны быть уверены в том, что они делают, понимать «зачем» и уметь в этом убеждать окружающих».
В целом была отмечена плодотворная работа всех подразделений и служб завода, открытость людей и конструктивность состоявшихся диалогов. По мнению аудиторов, у разработчиков процессов присутствуют единоначалие, организационные способности, системный подход к работе, продемонстрировано и лидерство руководства. БМЗ сравнили с хоккейной командой, в которой главное – сплоченность и общая нацеленность на конечный результат. «Все «выступили» на одинаково хорошем уровне. Что подчеркивает ваш коллективный, сплоченный дух, оперативное реагирование на изменения в системе», — сказал аудитор DQS Михаил Ульянов.
В числе направлений, по которым был сделан весомый шаг вперед, аудитор отметил внедрение на заводе проектного менеджмента. Это, по мнению М. Ульянова, могло повлиять на скорость освоения машиностроителями новой техники. «Спроектировать и создать тепловоз за 70 дней (именно столько времени понадобилось для выпуска опытного образца 2ТЭ25Км – Авт.) – трудовой подвиг. И он был совершен. И во многом благодаря системному подходу к работе. А это и есть часть проектного менеджмента», — сказал аудитор.
Несмотря на то, что в ходе надзорного аудита не было выявлено ни одного (!) несоответствия, аудиторы все же попросили обратить внимание на некоторые производственные моменты и привели в отчете шесть потенциальных направлений для дальнейшего улучшения СМК.
Сейчас IRIS для всех предприятий, выпускающих железнодорожный подвижной состав, является своеобразным знаком качества. Не зря, подытоживая заключительное совещание по аудиту, директор по качеству Андрей Жжоников сказал: «Старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, опираясь на политику в области качества ОАО «РЖД», официально заявил, что среди партнеров компании должны быть предприятия, советующие требованиям международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS. Да и сама жизнь диктует: на уровне современного бизнеса и на мировом рынке без этого двигаться дальше невозможно. Это стандарт, который упорядочивает деятельность всех дирекций по всем направлениям. Работа в соответствии с требованиями IRIS очень дисциплинирует коллектив».