Публичное акционерное общество «Северсталь» — одна из крупнейших в мире вертикально интегрированных сталелитейных и горно-металлургических компаний. В декабре состоялся аудит систем менеджмента ПАО «Северсталь» по стандартам IATF 16949, ISO 9001, ISO 14001, BS OHSAS 18001. Команда аудиторов отмечает многочисленные улучшения компании по всем направлениям развития, высокую клиентоориентированность и эффективность процессов.

 

В ПАО «Северсталь» внедряется множество современных инструментов менеджмента, развития, эффективности.


KPI «Северстали» по качеству отражают «внешнее» качество, в частности, уровень соответствия ожиданиям клиента качеством продукции, уровень отсортированной у клиентов продукции (в ppm, т. е. частей на миллион), уровень убытков от претензий потребителей.


Для «внутреннего» качества применяются такие KPI, как: уровень несоответствующей продукции в тоннах и FTT (first time through). Это показатель, в процентах оценивающий объем продукции, произведенной с первого раза, т. е. не потребовавшей дополнительной доработки вне техно-логического процесса.

Для мониторинга эффективности процесса решения проблем клиентов используются такие KPI, как доля повторных проблем клиентов и доля проблем, решенных за 90 дней. Все KPI по качеству рассматриваются на совещаниях у генерального директора.

Для достижения KPI Северсталь постоянно совершенствует процессы в сфере контроля качества:

  • ОТК создана группа «технического арбитража», задачами которой являются предупреждение отгрузки клиентам продукции не соответствующего качества, а так же экспертиза отклонений в сменах, выборочный аудит и контроль готовой продукции.
  • Создана группа СКК (сквозной контроль качества), которая централизовала функцию сквозного учета текущего качества включая расчет и отслеживание FTT, сквозной выход годного, фабрикационный коэффициент.

Для улучшения своих производственных процессов «Северсталь» также применяет инновационных системы контроля технологии и качества продукции:

  • Использование системы отсечки конвертерного шлака «Монокон». Эта система снижает количество шлака, попадаемого в сталь-ковш на выпуске металла, тем самым улучшает чистоту стали по неметаллическим включениям.
  • Использование системы поддержания уровня металла в кристаллизаторе, что повышает стабильность процесса производства слябов и значительно улучшает качество продукции.
  • Разработка модели, позволяющей автоматически фиксировать наличие защитной трубы при разливке стали.
  • Применение автоматизированной системы контроля качества поверхности полосы — Парситек. Система обеспечивает 100%-ный контроль качества поверхности, в разы повышает скорость реакции на отклонения.

Бизнес-система «Северстали» (БСС) представляет собой совокупность проектов и инициатив, направленных на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ за счет безупречной производственной деятельности, организации труда и клиентоориентированности. Бизнес-система «Северстали» (БСС) стала результатом более чем десятилетней работы по оптимизации производства и стандартизации внутренних процессов.    

Культура постоянного совершенствования позволяет обеспечить устойчивость развития компании за счет внедрения инструментов бережливого производства и развитие вовлекающего лидерства сотрудников на разных уровнях управления. Проведены проекты «Минитрансформация» на всех 104х участках производства. Компания также запускает проекты по направлению «Экспоненциальные организации» – выстраивание организации с использованием внутренних и внешние атрибутов для взрывного роста эффективности компании, которая позволяет быть наиболее успешной на рынке.


В Северстали внедряется Система обмена знания  «Академия» – портал сбора знаний и обмен знаниями – лучшими практиками по результатам выполненных разработок, проектов и других инициатив.

Разработка новых технологий и продукции


Для разработки продукции и технологий создан центр разработки новых инновационных видов продукции (R&D-центр), используется эффективный метод управления проектами (Skrum). Для достижения амбициозных и прорывных целей на уровне команд ТОП-менеджеров компании применяется методология OKR.


Для поиска кардинально новых идей по разработке технологий за счет привлечения партнеров со всего мира создана ЭКОСИСТЕМа. Она включает в себя сервис для сотрудников компании по анализу и предоставлению внешней информации (патентов, научно-технической информации) с помощью специализированных программ, баз данных и научных журналов.

В Проектной работе компания применяет принципы Agile. Это совокупность новых методов и подходов, которые позволяет за счет ориентации на клиента (поставку ценности) достигать необходимой скорости, адаптивности и инновационности компании. Служит для создания новых организационных форм, отвечающих всем вызовам бизнес-среды. Главная задача Business Agility обеспечить процесс постоянного формирования условий эффективной работы как, в частности, команд, так и всех подразделений в общем.    

Значительное развитие в компании получило направление Digital.  Это повышение эффективности существующих бизнес процессов за счет внедрения современных цифровых технологий математической оптимизации; машинного обучения (в задачах прогнозирования и поиска первопричин) и компьютерного зрения. Обучение персонал также относят к числу важнейших факторов успешной работы над качеством продукции. Для оценки основных факторов, влияющих на качество, к числу которых относятся технология, оборудование, персонал, полуфабрикат, используется такой инструмент, как «индекс вариативности качества». В рамках создания проактивной системы управления качеством реализуется проект «Agile в качестве», успешно работающий в цехах производства плоского проката. В листопрокатном цехе № 2 специалисты отдела технического контроля используют планшеты для аттестации продукции. Для автоматизации отчетов по качеству используется новый формат Dashboard. Перед началом рабочей смены персонал тестируется на знание правил аттестации и дефектов с использованием специально разработанных инструментов. В первую очередь это практикуется в производстве плоского проката.

В перспективных разработках «Северстали»:

  • Внедрение системы автоматического контроля и прогнозирования качества Eyeron.
  • Создание моделей для прогнозирования возможности появления дефектов в производственных цехах и для прогнозирования потребительских свойств готовой продукции.
  • Снижение дефектов металла с применением математического моделирования и анализа массива данных (big data).    
  • Новые измерительные инструменты для контроля профилирования валков, качества смотки, формы листов перед отгрузкой клиенту.
  • Применение новых видеокамер для идентификации дефектов холоднокатаного проката.

Решение проблем клиентов


На «Северстали» запущен четко выстроенный процесс решения проблем клиентов по методике 8D:

  • Вся обратная связь от клиентов вносится в «Реестр проблем» с последующей приоритизацией проблем.
  • Определены KPI для участников процесса решения проблем.
  • Сформирована база знаний с отчетами по решенным проблемам.
  • Организовано оперативное информирование клиентов о решении проблем.
  • Организована подготовка бюллетеней для клиентов по решению конкретных проблем и адресная рассылка.

Система управления рисками


В Компании создана и функционирует система управления рисками, поддерживающая достижение стратегических целей Компании. Она ориентирована на раннее выявление рисков, системный подход к управлению рисками, вовлечение в этот процесс руководства, менеджеров и сотрудников Компании на всех уровнях. Управление рискменеджмента и внутреннего контроля координирует действия по выявлению, оценке и управлению рисками. Независимую оценку системы внутреннего контроля и управления рисками осуществляет Управление внутреннего аудита. Система управления рисками охватывает весь спектр рисков, влияющих на деятельность Компании, включая риски промышленной безопасности, риски социального характера, охраны труда и экологические риски.

Повышение вовлеченности персонала в вопросы безопасности труда


На всех предприятиях компании «Северсталь» эффективно работает система мониторинга обратной связи от работников по вопросам безопасности. Информация из различных источников аккумулируется в едином реестре, который позволяет оперативно реагировать на выявленные проблемы и принимать соответствующие меры. Все желающие могут просматривать поступившие предложения, а руководители — отслеживать их реализацию.


Благодаря проектам и новым инструментам в области безопасности труда культура безопасного поведения работников с каждым годом повышается. Количество травм за последние десять лет сократилось в три раза, а показатель частоты травм с утратой трудоспособности за тот же период — практически вдвое.