Бизнес-процесс – одно из основных понятий менеджмента. Стандарты ISO основаны на применении процессного подхода при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента.
«Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствуют результативности и эффективности организации в достижении намеченных результатов. Этот подход позволяет организации управлять взаимосвязями и взаимозависимостями между процессами системы так, чтобы общие результаты деятельности организации были бы улучшены. Процессный подход включает в себя систематическое определение и менеджмент процессов и их взаимодействия таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с политикой в области качества и стратегическим направлением организации. Менеджмент процессов и системы как единого целого может достигаться при использовании цикла PDCA совместно с особым вниманием к риск-ориентированному мышлению, нацеленных на использование возможностей и предотвращение нежелательных результатов. Применение процессного подхода в системе менеджмента качества позволяет а) понимать и постоянно выполнять требования, б) рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности, в) достигать результативного функционирования процессов, г) улучшать процессы на основе оценивания данных и информации» (см. п. 0.3 во Введении стандарта ISO 9001:2015).
Принципиальные общие требования к управлению всеми процессами системы менеджмента организации в ISO 9001:2015 прописаны в пунктах 4.4. «Система менеджмента качества и её процессы», 6.1. «Действия в отношении рисков и возможностей», 8.1. «Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг», 9 «Оценка результатов деятельности», 10 «Улучшение».
Анализ бизнес-процессов – это базовая часть аудита системы менеджмента, система процедур организационно-технического характера на основе методов и принципов ISO 19011:2018, нацеленная на получение информации о текущем состоянии бизнес-процессов, выявление его сильных и слабых сторон, а также на поиск путей для улучшений.
ISO 19011:2018 – это руководящие указания в отношении программы аудита, планирования и проведения аудита, компетентности аудиторской группы, составления отчёта и выполнения необходимых действий после аудита.
На основе результатов анализа бизнес-процессов разрабатываются мероприятия, направленные на улучшение производительности, качества, гибкости, прозрачности и управляемости предприятия.
Атрибутами любого бизнес-процесса являются чётко определённые поставщик и потребитель процесса; вход (что мы получаем) и выход (что мы передаём) процесса; ссылки на процедуры, посредством которых входы преобразуются в выходы; руководитель процесса и показатели процесса (KPI); материальные ресурсы и инфраструктура; человеческие ресурсы; риски и возможности процесса. Показатели (KPI) процесса должны быть измеримыми и достижимыми, их должно быть столько, чтобы характеризовать процесс (его результативность и/или эффективность) полностью в соответствии со сформулированной целью процесса.
Бизнес-процессы можно классифицировать на основные (например, производство, оказание услуги), вспомогательные/поддерживающие (например, управление персоналом, управление оборудованием), управляющие (например, стратегическое планирование). Организации разрабатывают свою схему взаимодействия бизнес-процессов.
Примеры бизнес-процессов:
- Процесс производства: от получения цехом материалов и комплектующих (ранее прошедших входной контроль) до передачи готовой и принятой ОТК продукции на склад.
- Процесс управления персоналом: от выявления вакансии до приёма нового сотрудника на работу.
- Процесс обслуживания клиентов: от получения запроса до разрешения проблемы клиента.
Для выполнения рутинных задач и повышения эффективности процессов могут использоваться ERP и CRM системы.
Группа компаний ДКС оказывает услуги по проведению аудитов (диагностических, предсертификационных, сертификационных, инспекционных, ресертификационных и др.) систем менеджмента по стандартам серии ISO с 1997 г. Вы можете оставить заявку на аудит и сертификацию, а также на обучение через функцию «ОНЛАЙН-ЗАПРОС» на нашем сайте, либо обратиться к нам по указанным на сайте www.dqs-russia.ru телефонам или электронной почте.