ГРУППА ДКС –
ведущий международный
сертификационный холдинг

Аудиты производственных процессов

Говорят, что то, чего вы не знаете, не может вам навредить. Но в производстве именно то, чего вы не видите, может стать причиной самых больших проблем.

Например, когда оператор не может закрепить болты на узле транспортного средства с правильным крутящим моментом, что приводит к поломке на месте. Или когда вы сталкиваетесь с сокращением времени цикла машины из-за ухудшения состояния инструмента, что влияет на общую эффективность оборудования (OEE), что приводит к потере производительности.

Эти сценарии подчеркивают фундаментальную роль аудитов производственных процессов в поддержании стандартов для обеспечения качества и надежности процесса. В этой статье рассматриваются основы аудитов производственных процессов, в том числе:

Разница между аудитами продуктов и аудитами процессов

Почему аудиты процессов имеют решающее значение для качества

Как создать контрольные списки аудита процессов для эффективного контроля качества и обеспечения соблюдения каждого специального процесса.

Аудиты процессов используются для проверки соблюдения стандартизированной работы, систематически снижая риск путем проверки ключевых входных данных процесса, таких как:

  • Соблюдение операторами рабочих инструкций
  • Настройки и состояние машины
  • Эффективность контроля процесса, такого как рабочие инструкции и устройства защиты от ошибок
  • Соответствие протоколам безопасности
  • Методы и инструменты измерения, такие как калибровка датчиков

Выявляя несоответствия процесса, производители могут заранее определять источники отклонений и выполнять корректирующие действия до того, как они приведут к дефектам.

Аудиты продуктов и аудиты процессов

Аудиты продуктов и аудиты процессов являются неотъемлемыми частями процесса обеспечения качества, однако они различаются по своему объему, цели и результату:

Аудиты процессов сосредоточены на входных данных производства, в то время как аудиты продуктов сосредоточены на характеристиках готовых продуктов

Аудиты процессов смотрят на то, как все делается, тогда как аудиты продуктов смотрят на то, что производится

Аудиты процессов предотвращают дефекты, в то время как аудиты продуктов только обнаруживают существующие дефекты

По сути, аудиты процессов смотрят вверх по течению от точки производства, чтобы убедиться, что сам процесс является стабильным и последовательным. Напротив, аудиты продуктов направлены назад, проверяя, что уже произведенные продукты соответствуют установленным критериям качества.

Однако, как мы увидим ниже, аудиты продуктов сами по себе проверяют это только на поверхностном уровне, оставляя производителей открытыми для рисков качества, которые могут иметь серьезные последствия.

Преимущества аудитов производственных процессов

Аудиты процессов выступают в качестве опоры для обеспечения того, чтобы процессы работали так, как задумано, что помогает избежать скрытых проблем на заводе, которые приводят к росту затрат на качество, дефектов и проблем с соответствием. Ниже мы более подробно рассмотрим некоторые из основных преимуществ аудитов процессов, от предотвращения дефектов до улучшения культуры качества.

Предотвращение дефектов на начальном этапе

Аудиты процессов жизненно важны для качества, поскольку они предотвращают дефекты в источнике, в отличие от окончательной проверки для выявления дефектов. Это важно, потому что зачастую проверка не всегда может обнаружить дефект, например, если компонент продукта не был нагрет до нужной температуры.

Например, аудит процесса может включать вопрос для проверки того, что операторы нагревают определенный компонент продукта до 120 градусов. Глядя на нагревательное устройство, вы можете обнаружить, что оно настроено только на 110 градусов — ошибка, которую можно вообще не заметить, пока деталь не выйдет из строя в полевых условиях.

Отклонения в производственных процессах являются основной причиной дефектов продукции. Аудиты процессов предназначены для выявления этих отклонений, что позволяет контролировать процесс и выпускать более безопасный и стабильный продукт.

Содействие анализу первопричин

Аудиты процессов предоставляют ценные данные для анализа первопричин и ускорения решения проблем. Затем отчеты об аудите информируют отдел контроля качества производства о возможностях для улучшения и соблюдения стандартов. Например, предположим, что на вашем заводе в последние месяцы наблюдался рост брака, и вы хотите провести расследование.

Аудиты процессов могут помочь выявить производственные ячейки, которые недавно продемонстрировали высокий уровень сбоев в процессе, что может способствовать общему росту брака.

Получение информации о процессе

Аудиты процессов предоставляют важную возможность для прямого наблюдения за процессами, что может выявить проблемы, которые в противном случае не были бы выявлены. Это потому, что данные сами по себе не всегда дают полную картину, когда дело доходит до выявления проблем с качеством, и качество не является чем-то, что можно сделать просто за столом.

Важно, чтобы вы также «пошли в гембу» или место, где фактически выполняется работа.

Представьте, что вы проводите аудит процесса и замечаете, что оператор вручную отгибает язычок на детали, шаг, которого нет нигде в рабочих инструкциях. Когда вы спрашиваете, почему, оператор отвечает, что это делает деталь лучше подходящей.

Проблема в том, что поскольку это не зафиксировано в рабочих инструкциях, этот шаг может не быть выполнен, когда на этой станции работает кто-то другой. Либо есть проблема выше по течению, которую нужно решить, либо этот шаг нужно зафиксировать в официальных рабочих инструкциях. В любом случае, этот тип понимания доступен только посредством прямого наблюдения.

Усиление стандартов и обучение

Люди — существа привычки. Каждый раз, когда стандарты или требования меняются, важно вернуться и убедиться, что эти изменения были реализованы на заводе. Это гарантирует, что люди не используют обходные пути или сокращения, которые могут вызвать проблемы в будущем, или что они не вернулись к старым методам со временем.

Кроме того, аудиты процессов позволяют командам выделить наиболее важные элементы стандартов, о которых должны знать операторы. Хороший вопрос в контрольном списке объяснит, почему этот элемент важен, подтвердив ценность соблюдения стандартных рабочих процедур (СОП).

Демонстрация приверженности руководства

Если вы не проводите аудиты процессов регулярно, это посылает сигнал о том, что вы на самом деле не вкладываетесь в контроль качества или в обеспечение того, чтобы каждый процесс выполнялся, чтобы избежать переделок и обеспечить удовлетворенность клиентов. Сравните это с производственным цехом, где руководители присутствуют на виду, часто проверяя процессы. Какая ситуация показывает, что руководители действительно заботятся о качестве?

Аудиты процессов показывают людям, что вы заботитесь не только о том, как они что-то делают, но и о том, что:

  • Сами процессы и процедуры эффективны
  • У операторов есть все необходимое для правильного выполнения работы
  • Производственный цех безопасен для работы и не содержит опасностей
  • Проблемы воспринимаются серьезно и устраняются своевременно

Когда люди видят, что их лидеры действительно вкладывают силы в качество и безопасность, они более тщательно относятся к своей работе. Если лидеров нет, люди с большей вероятностью думают, что руководству все равно, и, таким образом, сами с большей вероятностью будут беспечны.

Создание культуры качества

Культура качества определяется как набор общих убеждений, установок и действий, связанных с контролем качества, подчеркивающих постоянное совершенствование и акцент на удовлетворенности клиентов в соответствии с ISO 9001. Так как же аудиты процессов играют роль в создании культуры качества?

  • Они превращают качество в привычку, возлагая на лидеров ответственность за проведение проверок, а операторы знают, что руководство будет проверять то, что они делают.
  • Вся команда видит, что качество действительно ценится, а не просто то, чем компания готова пожертвовать ради выполнения производственных квот.
  • Аудиты процессов вовлекают людей в обсуждения качества, фокусируясь на том, почему определенные шаги важны для качества и безопасности.
  • Когда члены команды видят результаты, они видят, что их усилия напрямую влияют на качество, помогая обеспечить поддержку аудитов процессов и других инициатив по качеству.
  • В целом, аудиты процессов способствуют повышению эффективности и вовлеченности команды, так что все движутся в одном направлении и могут гордиться полученными улучшениями.

Создание чек-листов аудита производственных процессов

Когда вы начинаете создавать контрольные списки аудита производственных процессов, полезно начать с 6M контроля процесса. 6M также являются центральным элементом диаграммы «рыбьей кости» или диаграммы Исикавы, используемой при решении производственных проблем.

6M представляют собой различные категории входных данных процесса, где производители должны устранить отклонения, чтобы поддерживать стабильность процессов. Эти категории:

  • Человек (люди): Соблюдает ли оператор каждый шаг процедуры, как определено в стандартных рабочих инструкциях? Использует ли он необходимые средства индивидуальной защиты (СИЗ)?
  • Машина: Правильно ли настроена машина? Соответствует ли машина необходимому техническому обслуживанию?
  • Метод: Методы не должны меняться, если вы используете документированную процедуру. Однако, если вы производите аналогичные детали для разных клиентов, стоит убедиться, что операторы используют правильный метод.
  • Мать-природа (окружающая среда): Соответствуют ли условия окружающей среды, такие как температура и влажность, стандарту? Например, если вы работаете с полимерными гранулами, высокая влажность может повлиять на процесс сушки.
  • Материал: Соответствуют ли материалы стандартам качества? Например, вы можете проверить, не истек ли срок годности определенных материалов, или проверить определенные элементы качества материалов от поставщиков, у которых была история проблем.
  • Измерение: Используются ли измерительные инструменты, как описано в стандарте? Откалиброваны ли измерительные инструменты, такие как датчики, и находятся ли они в хорошем состоянии?

Вопросы аудита процесса могут охватывать как стандарты качества, так и стандарты безопасности. В конечном итоге стандарты формируют основу для ваших вопросов, поскольку без документированных стандартов не с чем сверяться.

Простая стратегия написания ваших вопросов

Вопросы аудита процесса должны быть сосредоточены на операциях с высокой ценностью, таких как этапы процедуры, которые имеют решающее значение для качества или связаны с предыдущими проблемами качества. Каждый вопрос должен охватывать три ключевых элемента: что, как и почему.

Что: Может ли оператор объяснить процесс или этап? Здесь ваша цель — оценить, понимает ли оператор элемент процесса, который вы проверяете.

Как: Может ли оператор продемонстрировать процесс или этап, как определено в стандартных рабочих инструкциях? Эта часть должна включать критерии оценки, ссылаясь на любые соответствующие стандарты.

Почему: Может ли оператор описать, почему этот процесс или этап важен? Задавая этот вопрос, вы усиливаете ценность следования стандартным операционным процедурам.

Если вы используете аудит процесса как часть многоуровневой программы аудита процесса, которую мы обсудим позже, вам нужно будет отформатировать их как вопросы «да» или «нет». Это позволяет вам охватить больше вопросов в кратком формате аудита, а также упрощает быстрое выявление областей несоответствия.

Что можно и чего нельзя делать в вопросах аудита процесса

При написании вопросов, рекомендуемые практики, изложенные в таблице ниже, помогут вам получить максимальную пользу от аудита процесса.

                           Что можно                                                        Что нельзя

Будьте конкретными Используйте субъективные термины, такие как «правильно» и «надлежащим образом»
Запрашивайте мнение операторов по ключевым элементам процесса для проверки Оставьте операторов вне процесса написания вопросов
Создавайте чек-листы, специфичные для процесса Используйте общие чек-листы по всему заводу
Учитывайте входные данные процесса Проверяйте готовую продукцию
Задавайте вопросы, которые позволяют понять, понимают ли операторы стандарты и следуют ли они им Проверяйте документацию, например, спрашивая, размещены ли рабочие инструкции и заполнены ли формы
Пишите вопросы простым языком Задавайте вопросы, для ответа на которые требуются технические знания

 

Последний пункт особенно важен для компаний, использующих многоуровневые аудиты процессов, поскольку аудиторы могут не быть экспертами в рассматриваемом процессе.

Как многоуровневый аудит делает аудиты процессов более эффективными

Многоуровневые аудиты процессов (LPA) — это мощный тип аудита процессов, который производители использовали для достижения значительного сокращения дефектов и затрат на качество. LPA поддерживают принципы бережливого производства с постоянной проверкой критически важных для миссии процессов для содействия постоянному совершенствованию.

Уникальность этих аудитов заключается в том, что они вовлекают несколько уровней управления в проведение быстрых 10-минутных проверок, что позволяет заводам:

Увеличивать частоту проверок, проводя их ежедневно или даже в каждую смену

Генерировать больший объем данных аудита процессов для лучшего выявления тенденций и рисков

Выявлять элементы, которые в противном случае могли бы быть упущены, привлекая нескольких человек к проверке одних и тех же процессов

Снижать риск, охватывая более широкий спектр стандартов с помощью быстрых и частых аудитов

Улучшать культуру качества, показывая рядовым работникам, что руководство достаточно заботится, чтобы ежедневно посещать заводской цех для обсуждения качества и получения отзывов

Запрос коммерческого предложения

Подготовим индивидуальное коммерческое предложение по Вашему запросу

Подготовим для Вас индивидуальное коммерческое предложение по Вашему запросу

Запрос коммерческого предложения

Подготовим индивидуальное коммерческое предложение по Вашему запросу

 

Группа компаний ДКС
ООО ССУ «ДЭКУЭС»
ООО «ДКС РУС»
ООО «ДКС СЕРТИФИКАЦИЯ»

Телефон: 8-800-777-53-46 (Бесплатно по России) +7 4852 69 50 21
Email:

Адрес: ул. Республиканская, д. 3, 150003, Ярославль, Российская Федерация