В стандарте ISO 9001:2015 нет требования о наличии формализованной миссии и видения, но есть требование о наличии политики и целей в области качества. Вместе с тем мы считаем формализацию миссии и видения хорошей практикой и можем рекомендовать её организациям.
Миссия обычно формулируется короткой фразой, выражающей смысл существования организации, её характер и философию, которые в целом были бы приняты обществом. Миссия – это начало для формирования имиджа организации; это своего рода слоган, выражающий её высокую цель. Формулировка миссии может несколько корректироваться с годами, когда организация в новых условиях увидит новые области и горизонты своего развития. Миссия – начало стратегического планирования.
Что касается видения, это тоже не слишком пространная, но уже более конкретная формулировка, выражающая стремления и методы организации. В видении обозначены рамки её долгосрочных планов. Формулировка видения должна также быть достаточно амбициозной и вдохновляющей.
Видение логично вытекает из миссии, а ещё более краткосрочная политика организации должна сочетаться с видением. Не обязательно пересматривать и переутверждать политику организации ежегодно, а вот цели нужно пересматривать ежегодно. Вместе с вышесказанным отметим, что направленность планирования в коммерческой организации должна быть больше прагматической нежели идеологической.
Для целей следует разрабатывать чёткие планы их достижения – с показателями, сроками и ответственными. Для достижения целей должны выделяться необходимые ресурсы.
Настоящий лидер должен чётко знать, в каком направлении движется организация («куда плывёт корабль»), должен соответствующим образом направлять и мотивировать персонал. При наличии заранее формализованных целей и плана руководитель сможет более точно сказать, где в данный момент находится организация и сможет точнее оценить её реальные успехи.