Требование сформулировано следующим образом:
Пункт 4.2 требует от организации учитывать и понимать потребности «заинтересованных сторон», как внутренних, так и внешних.
Концепция заинтересованных сторон выходит за рамки понимания «клиента» даже в его расширенном значении: покупателя/контрагента – юридического лица, конечного потребителя – физического лица.
Важно идентифицировать соответствующие заинтересованные стороны, определить их требования и ожидания.
Заинтересованные стороны – это физические лица и другие организации, которые повышают ценность организации или иным образом заинтересованы или затрагиваются деятельностью организации.
Примерный перечень заинтересованных сторон (далее по тексту статьи и на слайдах может быть использовано сокращение «ЗС») для предприятия пищевой промышленности может быть следующим (но может быть дополнен):
Если обратиться к одному из требований схемы сертификации FSSC 22000 как к лучшей практике, то важно учитывать в реестре ЗС надзорные органы и орган по сертификации систем менеджмента.
Кроме того, потребности и ожидания отдельных заинтересованных сторон различны , могут вступать в конфликт с интересами других заинтересованных сторон или могут меняться очень быстро. Средства, с помощью которых выражаются и удовлетворяются потребности и ожидания заинтересованных сторон, могут принимать самые разные формы, включая сотрудничество, переговоры, аутсорсинг или прекращение деятельности.
Например, в практике одного из наших заказчиков – успешных лидеров в своей отрасли, используется следующая процедура по идентификации требований и ожиданий ЗС. Ежегодно руководитель СМБПП собирает у специалистов, ответственных за взаимодействие с представителями контрагентов, актуальные адреса электронной почты, от своего имени рассылает анкеты об удовлетворенности деятельностью организации, просит ответить добросовестно, честно и открыто ему на эл. почту, указав все особенности и, возможно, конфликтные ситуации, недопонимания, возникшие в течение года.
Данные полученных анкет обрабатываются и предлагается личная встреча – переговоры (приветственный визит) к контрагенту для обсуждения дальнейшего сотрудничества.
Далее представлен примерный План управления заинтересованными сторонами.
Как показывает опыт ведущих предприятий, если подходить к вопросу идентификации требований и ожиданий ЗС более обстоятельно, то польза от погружения в данный вопрос будет колоссальная и компенсирует все затраты ресурсов, выделенных на реализацию мероприятий по более тесному взаимодействию с ЗС, поиску их потребностей и ожиданий.
Поправка состоит в дополнении в пункт 4.2 ISО 22000 информации об изменении климата (climate change): Организация должна определить, что соответствующие заинтересованные стороны могут ли иметь требования, связанные с изменением климата, и, если влияние изменения климата имеет место быть, как это отразиться на СМБПП организации.
Однозначно, изменения климата могут влиять на пищевую промышленность, т.к. могут изменяться условия для ведения сельского хозяйства, создавая как риски, так и дополнительные возможности.
Далее мы продолжим краткий разбор всех требований международного стандарта по пунктам международного стандарта ISO 22000:2018.