Лидерство – один из базовых принципов системы менеджмента качества (СМК). Как основополагающая и направляющая сила, организующая эффективную коллективную работу, лидерство находится в центре цикла PDCA:

Планирование ► Выполнение ► Проверка ► Улучшение.

В действующей версии международного стандарта ISO 9001:2015 аспекту лидерства посвящён целый раздел (р. 5), согласно которому высшее руководство организации принимает на себя ответственность за целостность и результативность СМК, за выработку политики и целей, согласующихся со стратегией и условиями бизнес-среды, за обеспечение необходимых ресурсов, за разъяснения, поддержку персонала и улучшений. Высшее руководство в том числе должно исходить и из принципа ориентированности на потребителей во всей организации – постоянное улучшение удовлетворенности потребителей производимой продукции/оказываемых услуг. Немаловажным принципом является также «принятие решений, основывающихся на свидетельствах/фактах» – лидер опирается на периодически сводимые объективные данные о функционировании СМК своей организации, чтобы сделать выводы о целесообразности системных или локальных изменений, улучшений, удовлетворении потребности в дополнительных ресурсах (см. также разделы 9 и 10 требований ISO 9001:2015).
Природа лидерства – это актуальный вопрос на все времена, его изучению посвящено множество научных и публицистических трудов. Внимания заслуживает книга известного современного бизнес-тренера Радислава Гандапаса «Харизма лидера», в которой он в очень увлекательной манере рассуждает о том, что «можно выделить черты, которые объединяют многих успешных лидеров» и приводит огромное количество интереснейших примеров лидеров из мировой истории, подтверждающих его тезисы. Многие лидеры использовали одни и те же приёмы для укрепления своей харизмы и повышения влиятельности, и многим из них можно научиться, в том числе как использовать рычаги харизмы адекватно различным ситуациям. Быть лидером – трудная работа. Автор книги утверждает: «Становление харизматического лидера – это не просто тренировки. Это преодоление себя, твердое, даже насильственное расширение своей картины мира, готовность переступить, раздвинуть границы внутренней свободы». Автор приводит результаты исследования, показывающие, что постоянно развивающиеся харизматичные лидеры показывают лучшие финансовые результаты своих компаний.
Можно привести множество примеров ярких и бесспорных лидеров из разных сфер – политиков, военачальников, учёных, бизнесменов и пр. Среди них – выдающиеся организаторы и управленцы, руководители коллективов, достигших больших успехов в своих сферах. Уинстон Черчилль, Георгий Жуков, Сергей Королёв, Билл Гейтс, Илон Маск, Стив Джобс и др.
В современном мире реализуется множество ярких, впечатляющих своими масштабами и инновациями проектов. Также и на других уровнях работают сотни и тысячи потрясающих образцов успешных предприятий и малых проектов. Если изучать их успешный опыт, то можно прийти к выводам о многих общих для всех них характеристиках и качествах их руководителей. Например, настоящий лидер сможет удержать свои позиции только при условии его исключительной компетентности. Лидеры никогда не перестают учиться, и это помогает им побеждать в конкуренции – соревновательность, ориентированность на результат, как в спорте, вдохновляет их. Достижения мотивируют и подчеркивают осмысленность труда. Современного лидера можно узнать не только и не столько по его имиджу – лидер раскрывается в работе и подаёт пример. По известной поговорке: «не место красит человека, а человек место»; занимаемая должность – это функция, но и вопросы имиджа и репутации стоят для лидера не на последнем месте. С лидерами, как правило, стремятся общаться, и сами лидеры, как правило, охотно делятся своими знаниями и опытом. В результате возникает эффект синергии, лидер помогает своему коллективу и создает новых лидеров, это умножает совокупные результаты. Перспективные лидеры развивают квалификации своих коллективов, ценят идеи и конструктивность. Поэтому всё большим спросом в современном мире пользуются услуги лицензированных учебных центров, аккредитованных аудиторских и сертифицирующих компаний.