Cтандарт по комплаенс ISO 37301 был принят в апреле 2021 года.
В 2021 году стандарт ISO 37301 заменил предыдущий стандарт ISO 19600, который был принят в 2014 году и регулировал построение системы комплаенс в организациях. Новый стандарт системы управления, ISO 37301, устанавливает требования и предлагает рекомендации для создания, развития, внедрения, оценки, поддержки и непрерывного улучшения системы комплаенс.
Внедрение стандарта применимо ко всем и в целом не зависит от типа организации, её размера, характера деятельности и принадлежности к государственному, частному или некоммерческому секторам.
ISO 37301 представляет собой руководство по внедрению эффективной комплаенс-системы, основанной на лучшей практике, и направлен на улучшение управления в вопросе соответствия организации внутренним и внешним требованиям.
ISO 37301 основывается на ISO 19600 и не содержит фундаментальных изменений. Новые положения стандарта следующие:
- комплексная проверка перед приемом на работу и при повышении или перемещении; дисциплинарное взыскание в случае нарушения обязательства по соблюдению
- дальнейшее усиление системы сообщений («whistleblowing») и защита таких сотрудников
- краткое изложение принципов процесса расследования (новый пункт в стандарте в разделе содержания 8.4. Investigation process)).
Новый стандарт включает в себя те же компоненты системы комплаенс:
- Основание
- Развитие
- Реализация
- Оценка
- Поддержание
- Постоянное улучшение
ISO 37301 разработан в соответствии с типовой структурой стандартов ISO. Структура определяет общую терминологию и используемые определения, а также последовательность пунктов с 1 по 10, где требования к системе комплаенс изложены в разделах с 4 по 10.
Почему ISO 37301 важен для организаций?
Для организаций, которые стремятся к росту и долговременному успеху, постоянное соответствие нормативным требованиям является обязательным. Комплаенс-система, основанная на требованиях и рекомендациях ISO 37301, предоставляет организациям набор инструментов (политик, процессов и механизмов контроля), которые позволяют им создать и поддерживать культуру соблюдения требований.
В этом отношении стандарт ISO 37301 помогает организациям обнаруживать и исправлять несоответствия. В некоторых странах наличие комплаенс-подразделения может быть признаком осмотрительности со стороны организации и может привести к уменьшению штрафов за нарушение соответствующих законов.
Стандарт ISO 37301 содержит требования, связанные с компетентностью, коммуникацией и осведомленностью. Выполняя эти требования, организации обеспечивают передачу видения высшего руководства и его внедрение в поведение менеджеров и сотрудников.
Стандарт ISO 37301 также требует и поддерживает создание краткой и эффективной политики, процедур и механизмов контроля, которые помогают организациям достичь культуры соблюдения требований и высоких этических стандартов.
Этот стандарт описывает стремление соответствовать требованиям, которое начинается с руководства организации. Поддержка хорошей культуры соответствия сформулирована управляющим органом и высшим руководством через политику в области комплаенс и постановку целей по соответствию на различных уровнях.
Кроме того, управляющий орган и высшее руководство обязаны активно и наглядно продемонстрировать свою приверженность комплаенс-системе своими действиями и решениями, предоставляя необходимые ресурсы, формируя комплаенс-службу, определяя роли и обязанности работников.