Стандарты серии ISO разработаны Международной организацией по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization), созданной в 1946 г. в Женеве. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ISO как правопреемник СССР. В 2005 г. Россия вошла в Совет ISO. Официальными языками ISO являются английский, французский и русский. Деятельность организации ISO направлена на выявление, описание и распространение лучших мировых практик и подходов организационного управления, способствует лучшему взаимопониманию и сотрудничеству в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях, более качественному обмену товарами и услугами между различными организациями по всему миру.
В России наибольшую популярность получили следующие стандарты, разработанные организацией ISO:

  • ISO 9001 – система менеджмента качества
  • ISO 14001 – система экологического менеджмента
  • ISO 45001 – система менеджмента охраны труда и техники безопасности
  • ISO 50001 – система энергетического менеджмента
  • ISO 22000 – система менеджмента безопасности пищевой продукции
  • ISO 37001 – система менеджмента борьбы со взяточничеством
  • ISO/IEC 27001 – системы обеспечения информационной безопасности
  • ISO 13485 – система менеджмента качества медицинского производства

Стандарты серии ISO проходят периодическую актуализацию на основе новейших наблюдений и подходов в соответствующих областях и отраслях. Предприятия могут определить для себя и внедрить требования стандартов с целью соответствовать лучшим мировым практикам на сегодняшний день.
Для подтверждения функционирования в соответствии с требованиями стандарта предприятия приглашают аккредитованные органы по сертификации. Получаемый сертификат соответствия является подтверждающим документом, который предприятия могут использовать в маркетинговых целях, как доказательство своей современности и конкурентоспособности. Действие сертификата соответствия подлежит ежегодному подтверждению со стороны органа по сертификации путём проведения аудита функционирования системы менеджмента. В случае, если орган по сертификации выявляет несоответствия требованиям заявленного стандарта, то сертификат соответствия продляется после того, как предприятие в установленный срок устранит недоработки (проведёт корректирующие действия). Таким образом, сертифицированным предприятиям мало внедрить в свою практику требования стандарта, важно поддерживать функционирование системы на постоянной основе.
Как правило, требования стандартов ISO вписываются в работу предприятий довольно органично благодаря тому, что высшее руководство предприятий понимает преимущества оптимизации бизнес-процессов и управления ими.
Возьмём для примера требования ISO 9001:2015 (менеджмент качества продукции/услуг организации). Внедрение этих требований включает в себя установление Политики и целей в области качества, оценку бизнес-среды, чёткое выделение процессов системы менеджмента качества (СМК), их описание, назначение руководителей процессов, установление и мониторинг измеримых показателей этих процессов, а также анализ рисков и возможностей. Стандарт ISO 9001 содержит требования к основным и к поддерживающим процессам СМК, в том числе к анализу требований потребителей, производству/оказанию услуг, обеспечению сохранности продукции, метрологии, управлению оборудованием, закупочной деятельности, требования к управлению документированной информацией и т.д. В рамках каждого процесса СМК предприятие проводят постоянные специфические улучшения, которые могут быть направлены на совершенствование технологии и контроля качества, повышение производительности труда, совершенствование подхода к работе с жалобами потребителей и внутренним браком, внедрение современного специализированного программного обеспечения, развитие компетенций сотрудников, а также отладку взаимодействия самих процессов СМК. Таким образом, международный стандарт ISO 9001 содержит такие требования, без выполнения которых никакая организация не сможет гарантировать постоянство качества своей продукции/услуг для своих потребителей.
В свою очередь квалифицированная проверка СМК со стороны аккредитованного органа по сертификации представляет собой независимую и беспристрастную проверку выполнения требований стандарта, помогает организациям на пути к уверенному развитию.